Колёсные диски и горные свиньи

Чем отличается диск от колеса? Есть ли разница между покрышкой и шиной? Где находится ступица? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Кто изобрел колесо? Науке это неведомо. Более того, древние цивилизации вообще обходились без колёс. Зато в интернете давно бродит первоапрельская шутка о доисторических горных свиньях (Sus ludus rotalis), останки которых были найдены в Южных Пиренеях. На их лапах присутствуют костные наросты в виде колес, позволявшие свинкам разгоняться до бешеной скорости. Но в реальности природа предпочла иные движители.

Природный запрет на колёса сказывается и на колесной терминологии. Простейшие, казалось бы, термины часто трактуют и применяют ошибочно, а правильное использование порой выглядит как проявление неграмотности.

Автомобильные покрышки

покрышки

Что находится между колесом и дорожным покрытием? Шины. Или, как их ещё называют, покрышки. Однако, если быть точными, покрышка - это чехол из толстой резины, надеваемый на надувную камеру. Иными словами, камерная шина состояла из камеры и покрышки. Но с появлением бескамерных шин покрышка как отдельный элемент фактически перестала существовать. Кстати, «шинный» ГОСТ Р 52900-2007 указывает, что маркировка должна быть нанесена «на бескамерную шину (покрышку камерной шины)». То есть в одном случае на шину, а в другом - на покрышку. Получается, это не синонимы.

Если машина современная, то она, скорее всего, обута в шины, а вот у камерных «старушек» были покрышки.

Ступица

ступица

В словарях русского языка начинается ступицей названа центральная часть колеса с отверстием под ось или вал. Так оно и есть, если речь идёт о телеге. Но на современном автомобиле это деталь подвески, а не колеса. Например, на переднеприводных машинах ступица - это элемент, передающий момент от ШРУСа ведущему колесу. Ведомые колёса также крепятся к ступицам, но момент при этом не передают.

Где находится диск?

Колёсные диски

Диски бывают штампованные, кованые, комбинированные, литые, магниевые... О чем речь? О дисках, конечно же. А чтобы не путать их с тормозными дисками, можно конкретизировать: о колесных дисках. Любой продавец вас поймет. Но это грубая ошибка. Правильное название такой детали - колесо!

Кто не верит, предлагаю пролистать каталог запасных частей автомобилей ВАЗ — никаких колесных дисков там нет. ГОСТ Р 52390-2005 говорит о том, что колесо - это «вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей». В техрегламенте ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» изложены требования к шинам: каждая должна соответствовать «размерности колеса, на котором она смонтирована». Именно колеса, а не диска!

Колесная терминология действительно запутанна. И для облегчения понимания иногда проще подстраиваться под конкретную аудиторию, то есть использовать разные выражения на заседаниях кафедры и у прилавков автомагазинов. Но всё-таки лучше всегда говорить грамотно. К чему мы вас и призываем.

В ПДД диски тоже не упоминаются - только шины и колёса. А то, что находится между ступицей и дорогой, называется «колесо с шиной в сборе».

А куда же делся диск? Формально он присутствует как часть целого: ведь обычно колесо состоит из обода и диска. Но эта конструкция, как правило, неразборная, а потому диск не имеет права на самостоятельное существование.

ШРУС

ШРУС

Как расшифровывается аббревиатура ШРУС, знает почти каждый автомобилист: шарнир равных угловых скоростей. Через ШРУСы крутящий момент от дифференциала передается ведущим колесам. Но зачастую ШРУСом называют деталь, правильное название которой - привод колеса. И такой привод помимо прочих элементов содержит два ШРУСа, которые в документации называют короче: шарнир наружный, шарнир внутренний. Таким образом, момент от трансмиссии передается через внутренний шарнир, вал и наружный шарнир на ступицу с ведущим колесом.


За рулём №1 (январь 2018) Россия
Автор Михаил Колодочкин

15.01.2018
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar